Об организации получения образования в семейной форме

Законодательством РФ предусмотрено получение общего образования и обучения детей с учетом их индивидуальных способностей и потребностей. Так, Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — закон) установлены следующие формы получения образования:

— обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в очной, очно-заочной или заочной форме;

— вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность в семейной форме и в форме самообразования.

Также возможно сочетание данных форм.  Рассмотрим здесь семейную форму обучения.

Родители имеют право выбирать форму, как получения самого общего образования, так и форму обучения по какой-то определенной программе обучения, самостоятельно учитывая при этом мнение самого ребенка. При этом родители должны учитывать, и это прямо прописано в законодательстве, что на них ложится вся ответственность и обязательства по получению ребенком общего образования. Что здесь имеется ввиду. Родители принимают меры для «целенаправленной организации деятельности обучающегося по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающегося мотивации получения образования в течение всей жизни» (Письмо Минобрнауки России № НТ-1139/08 от 15.11.2013 г.).

Однако законом предусмотрено, что находящийся на семейном обучении ребенок может вернуться в школу в любое время, на любом этапе обучения или сочетать формы пол7f71e2224f68109d0316344b907245faучения образования (ч.4 ст.17, п.2 ч.3 ст.44 закона).

Родители, выбравшие семейную форму обучения своего ребенка, направляют в управление образования своего района уведомление о своем решении (ч.5 ст.63 закона).

Дети, обучающиеся на семейной форме обучения, имеют право на прохождение промежуточной и государственной итоговой аттестации в образовательной организации, имеющей соответствующую аккредитацию. При этом образовательной организацией принимается документ, регламентирующий весь порядок организации и прохождения аттестации, включая и экстернов. Для этого родители пишут заявление о прохождении ребенком промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в образовательную организацию, последняя при этом, принимает соответствующий локальный акт (ч.1 ст. 53 Федерального закона).

«Следует отметить, что согласно Федеральному закону экстерны являются обучающимися (часть 1 статьи 33 Федерального закона) и обладают всеми академическими правами, предоставленными обучающимся в соответствии со статьей 34 Федерального закона. В частности, экстерны наравне с другими обучающимися имеют право на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, в том числе, всероссийской олимпиаде школьников, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях. Обучающиеся по образовательным программам в форме семейного образования должны быть обеспечены учебниками и учебными пособиями.

Кроме этого, экстерны могут рассчитывать на получение при необходимости социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции (статья 42 Федерального закона)» (Письмо Минобрнауки России № НТ-1139/08 от 15.11.2013 г.).

Родителям следует помнить, что образовательная организация, в которую зачислен для прохождения аттестации ребенок, несет ответственность только за прохождение ребенком аттестации. И если ребенок не прошел аттестацию в установленные сроки без уважительных причин или не ликвидировал в установленные сроки академическую задолженность, то он продолжает получать образование в образовательной организации (ч.10 ст.58 закона).

Список правовых актов, регламентирующих семейное обучение:

  1. Конституция РФ;
  2. Семейный кодекс РФ;
  3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  4. Письмо Минобрнауки России № НТ-1139/08 от 15.11.2013 г.
  5. Законодательные акты субъектов РФ;
  6. Нормативные акты муниципальных органов власти;
  7. Локальные акты образовательных организаций.

Татьяна Колбышева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Комментариев к статье: 4

  • 07.08.2016 в 14:15
    Permalink

    Вот интересно есть ли законно утвержденный план прохождения обучения детей дома? а если дети нормальные можно ли их все равно дома обучать???

    Ответ
    • 07.08.2016 в 17:30
      Permalink

      Ольга, что Вы имеете ввиду под планом прохождения обучения? И семейное образование это как раз и есть форма получения образования для нормальных (здесь Вы скорее всего имели ввиду здоровых детей?) детей. В конце 7 класса я перевела своего сына (здорового и адекватного ребенка) на семейное обучение, т.к. меня не устраивает качество предоставляемого в школе образования. И скажу — результат очень разительный.

      Ответ
  • 15.08.2016 в 13:43
    Permalink

    Добрый день, а у меня племянник на семейном обучении находится , родители хотят наоборот в школу перевести, но пока не стали.

    Ответ
    • 15.08.2016 в 18:31
      Permalink

      А каков была причина перевода на семейное обучение? И почему хотят перевести обратно в школу?

      Ответ