Прорыв «Голубой линии». Битва за Кубань
В эти чудесные весенние дни, когда каждый из нас готовится к большому празднику — Дню Победы, я хочу затронуть тему битвы за Кубань (прорыв Голубой линии). Кубань — моя малая Родина и я ее очень люблю и трепетно отношусь к ее истории. На мой взгляд, без знания истории малой Родины и истории своей семьи невозможно понять и до конца прочувствовать все исторические события в более крупном масштабе.
В истории Кубани было много разных событий, но события Великой Отечественной войны до сих отзываются в каждой семье. До сих пор находят мины и снаряды ушедшей войны. Мой прадед Дорогокупля Иван Демьянович, погиб в сражениях по прорыву «Голубой линии», мой дед Бараненко Фёдор Максимович, был ранен в битве за станицу Анастасиевскую.
«Голубая линия» — стратегический рубеж.
Укрепление позиций на Северном Кавказе было стратегически важным направлением для фашистской Германии с самого начала войны с СССР. Еще в своем приказе от 21 августа 1941 года Гитлер ставил главной целью не взятие столицы, а именно захват нефтеносных месторождений на Кавказе. Также, в Закавказье германские войска могли соединиться с войсками Турции, уже ожидавшими их наступление у границ нашей Родины. Однако планам Гитлера не суждено было осуществиться. План молниеносного захвата СССР провалился. Битва под Москвой, блокада Ленинграда — отвлекли внимание Гитлера от Кавказа. Только в 1942 году он взялся за реализацию своих кавказских планов. Операция по захвату Северного Кавказа была названа «Эдельвейс». Для командования операцией был назначен генерал-фельдмаршал Эвальд фон Клейст и направлена группа армий «А». 25 июля 1942 года фашисты приступили к выполнению своих планов. Именно с этого момента и началась битва за Кавказ, которая продлилась почти полтора года. Несмотря на то, что советская армия наносила врагу потери, ей все же приходилось отступать и только осенью ситуация на фронте стала меняться. Особенно это стало заметно после разгрома фашистских войск под Сталинградом.
В январе 1943 года советская армия начинает наступательные действия на кавказском фронте. Однако наступление проходило очень медленно, так как немецкими войсками были созданы мощные укрепления с использованием особенностей местности. Эти укрепления были расположены на территории Таманского полуострова и назывались «Готенкопф», в современной интерпретации — «Голубая линия». Укрепления были оборудованы дзотами и дотами, вырыты окопы, устроены пулеметные площадки, заминированы поля, а также очень умело были использованы болота и лиманы, горы, а также речушки, находящиеся на территории этой линии. Общая протяженность всех укреплений составляла 60 км. Все это создавало большие сложности для действий советской армии. Однако оставалась возможность нанесения ударов по незащищенным немецким группировкам с воздуха. Именно в это время разворачиваются самые большие воздушные бои Великой Отечественной войны. Здесь утверждается господство русских летчиков в кубанском небе.
Немецкому командованию было необходимо сохранить Таманский полуостров. Это давало им возможность сохранить свое присутствие в Крыму, а также сохранить возможность будущего наступления на Кавказ, а также отвлечение советских войск на оборону Кавказа дало бы возможность другим частям немецкой армии более свободно проводить наступательные движения в центральной и северной части СССР. Плюс ко всему необходимо было укрепить авторитет и поднять боевой дух армии после потери Сталинграда.
Как я уже писала выше, большое значение имели воздушные бои. В небе над Кубанью советским летчикам пришлось сражаться с лучшими немецкими истребителями. Для обороны «Голубой линии» немецкое командование направило свои лучшие эскадрильи — «Удет», «Зеленое сердце», «Мельдерс». И если в начале войны у немецких войск было превосходство в воздушном бою и летательных аппаратах, то уже в битвах в кубанском небе советские летчики превосходили противника своим мастерством, а также наличием лучших самолетов. Этот факт даже признавал немецкий обер-лейтенант Облезер, писавший в своих мемуарах: «По мере того, как шла война на востоке, русские пилоты набирались все больше опыта и самолеты у них стали первоклассными. Наши самолеты становились все тяжелее и тяжелее, а русские пошли по иному пути, строя самолеты со все лучшей скороподъемностью и маневренностью. Русские действительно создавали самолеты с отличной аэродинамикой». Среди летчиков, защищавших кубанское небо были такие прославленные мастера, как А. Покрышкин, А. Клубов, Т. Речкалов, В. Семенишин, В. Фадеев и др.
Благодаря умелой стратегии командования, а также мужеству и стойкости солдат 9 октября 1943 года в ходе Новороссийско-Таманской операции.
Предлагаю вашему вниманию несколько коротких документальных фильмов о сражениях на Кубани.
https://youtu.be/BQ3sEaiT-oE
Очень интересная история… правда, печальная. Но ее должны знать все, так как это наше прошлое, без которого не было бы будущего!
Вы правы, Екатерина. Мы не должны ничего забывать.