Техника чтения. Нормы по ФГОС. Тескты для проверки

Сегодня мне хотелось бы затронуть в своей заметке вопрос о проверке техники чтения. Большинство детей болезненно реагируют на данную проверку, проводимую в школе. Так как не все могут достаточно бегло читать и потом ответить на вопросы о прочитанном. Отрицательный результат потом отражается и на настроении и поведении ребенка. Некоторые родители выступают вообще за отмену данных проверок, считая, что с их помощью никак нельзя проверить знания и навыки ребенка. Предлагаю разобраться с вопросом – зачем нужна техника чтения.

Содержание:

  1. Что такое техника чтения и зачем она нужна

  2. Нормативы техники чтения по ФГОС

  3. Как проверить технику чтения самостоятельно

  4. Тексты для проверки техники чтения

  5. Как улучшить показатели техники чтения.

Что такое техника чтения и зачем она нужна

Многие думают, что смысл техники чтения заключается в количестве прочитанных ребенком слов в минуту. Однако это только один из нескольких моментов, необходимых для закрепления навыка чтения.

Техника чтения включает в себя следующие составляющие:

  1. понимание ребенком прочитанного текста;
  2. способ, которым ребенок читает (по слогам или целыми словами);
  3. количество слов, прочитываемое за определенный отрезок времени;
  4. правильное произношение текста при чтении;
  5. выразительность при чтении (правильно поставленные ударения, интонация, паузы).

При проверке техники чтения нельзя упускать ни одной составляющей, так как каждая из них показывает, насколько в будущем или настоящем наш ребенок может усвоить изучаемый материал. Существует множество научных исследований, показывающих прямую зависимость успешного обучения от освоения чтения. Если в первых классах школы ребенок долгое время читал по слогам и не смог овладеть навыками быстрого чтения, то в старших классах школы ему грозит неуспеваемость. Такому ученику будет очень сложно сосредоточиться, быстро накапливается усталость, огромные затраты времени на выполнение заданий, выполнение уроков будет для него похоже на каторгу и как следствие, потеря интереса к получаемым знаниям. Я ранее уже писала заметку о безграмотности нашего молодого поколения и ее причинах (Почему школа делает наших детей глупыми).

Чтение само по себе оказывает значительное влияние на мыслительные процессы человека. Оно способствует повышению оперативной памяти, развитию внимания, воображения, успешности в обучении.

В соответствии с исследованиями, самым оптимальным является темп разговорной речи, а это от 120 слов до 150 слов в минуту. Подробней об этом можно прочитать в книге В. Н. Зайцева «РЕЗЕРВЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ». При таком темпе происходит наилучшее усвоение ребенком читаемого текста. Если скорость чтения выше или ниже, то и понимание прочитанного снижается.

 

Нормативы техники чтения по ФГОС

На государственном уровне разработаны специальные нормативы для контроля за техникой чтения учеников. Эти данные я оформила в таблицу для удобства использования.

 

В скобках отмечены нормативы для школ, использующих программы углубленного изучения предметов.

 

Как проверить технику чтения самостоятельно

Если вы решили провести проверку самостоятельно, то следует приготовить часы с секундной стрелкой или включить секундомер на телефоне. Также следует подобрать специальный текст. Его содержание должно быть незнакомо ребенку, но понятно для него. Например, ребенку, учащемуся во 2 классе не следует давать во время проверки описание настройки кофеварочной машины или статью из газеты о политике. Предложения должны быть простыми, без лишних вводных слов и оборотов и без множества знаков препинания. Желательно отсутствие картинок и сам текст расположить на одной странице. Все это необходимо для того, чтоб ребенок мог спокойно читать написанное не отвлекаясь на переворачивание листков и разглядывание картинок.

Тексты для проверки техники чтения можно скачать здесь: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс.

Перед проверкой следует успокоить ребенка, помочь настроиться ему на предстоящее чтение. Во время проверки техники чтения нельзя перебивать ребенка, исправлять ошибки в словах. Ребенок, обучающийся в 1 классе, читая может водить пальцем по строчке.

Хочу обратить еще внимание на такую деталь – засекать время следует не с момента команды «читай», а именно тогда, когда ребенок начал читать. Многие дети долго собираются с силами, поэтому время может быть упущено, и результат окажется не точным.

По окончании чтения можно разобрать слова, произнесенные неправильно или вызвавшие затруднение. Можно прочитать их еще раз. Затем следует задать ребенку несколько вопросов, для выяснения осмысленности и запоминания, прочитанного текста.

Если результаты проверки оказались неудовлетворительными, то не стоит ругать ребенка. Необходимо проанализировать полученные результаты и наметить план по устранению ошибок в будущем. Для этого есть специальные упражнения.

 

Как улучшить показатели техники чтения.

Есть ли возможность исправить показатели техники чтения и улучшить ее результат? Конечно. Причем научить ребенка быстро читать можно в любом возрасте. Для этого необходимо выяснить причину отрицательных результатов и затем — проведение регулярных занятий.

Упражнения должны затрагивать не только чтение, но и развитие внимательности, артикуляционного аппарата, физические упражнения. Необходимо также синхронизировать деятельность полушарий головного мозга. В каждом конкретном случае можно подобрать свой набор упражнений.

Общими же рекомендациями будут:

— регулярное чтение с ребенком (совместные чтения, чтение вслух);

— проведение зрительных диктантов (ребенку показывается на листочке предложение, которое он изучает в течение одной минуты, затем предложение закрывается, а ребенок его записывает на своем листочке);

— так называемое «жужжащее чтение» (чтение текста вполголоса в течение 5 минут);

— изучение и проговаривание скороговорок.

Даже используя эти простые рекомендации можно заметить скорое улучшение результатов.

Татьяна Колбышева

24 comments to Техника чтения. Нормы по ФГОС. Тескты для проверки

  • Юлия (moreidey.ru)  Сказать:

    Старшая дочка много читает, поэтому в начальной школе у нее не было проблем с техникой чтения. Но перед проверками в школе мы с ней дома, на всякий случай, вначале тоже поверяли технику чтения.

    • Татьяна Колбышева  Сказать:

      Мы дома тоже устраиваем такие проверки. Однако частенько результаты домашние отличаются от школьных. Видимо сказывается волнение.

  • Декли  Сказать:

    Для меня как для Мамы — это очень полезная статья, спасибо Вам большое. Сохраняю в закладки.

    • Татьяна Колбышева  Сказать:

      Рада, что моя статья Вам пригодилась.

  • Олли  Сказать:

    Я была очень удивлена тем, что у моего сына в классе у многих детей возникают проблемы с техникой чтения. Кто-то читает медленно, кто-то с ошибками, кто-то потом не может пересказать прочитанное.

    • Татьяна Колбышева  Сказать:

      У меня проблемы с техникой чтения у детей совсем не вызывают удивления. Еще во время моей учебы многие дети испытывали трудности в этой области. А сейчас, когда уровень и качество обучения снизились основательно, я, вообще, удивляюсь, как дети что-то знают.

  • Надежда Семеновна  Сказать:

    Вот вот, Татьяна — уровень обучения и качество снизились, отсюда и проблемы. А читать быстро вообще трудно и ведь надо еще и понять прочитанное. Я сама не могу быстро читать, стараюсь усвоить то что читаю.

  • Надежда  Сказать:

    ох, предстоит и нам скоро проверять знания. а как же, 6 лет все таки)

    • Татьяна Колбышева  Сказать:

      Ну, не стоит раньше времени волноваться. 🙂 У вас еще есть время научиться бегло читать.

  • Екатерина Чеснакова  Сказать:

    Очень полезная статья. Многое стало понятным. И за тексты спасибо.

    • Татьяна Колбышева  Сказать:

      Вам спасибо за комментарий. Рада, что моя статья оказалась Вам полезной.

  • Надежда  Сказать:

    Татьяна, вы правы, чем регулярнее чтение, тем техника скорости выше.

  • Анна  Сказать:

    Спасибо за статью☺,мы сразу сели проверить технику чтения и согласно вашей таблице результаты нас порадовали

    • Татьяна Колбышева  Сказать:

      Анна, я рада, что моя статья Вам пригодилась.

  • галина  Сказать:

    Татьяна спасибо за хорошую статью.

    • Татьяна Колбышева  Сказать:

      Галина, очень рада, что моя статья была Вам полезна.

  • Ирина  Сказать:

    Спасибо за статью,узнала полезную информацию,порекомендую другим родителям.

    • Татьяна Колбышева  Сказать:

      Ирина, рада, что моя статья принесла Вам пользу. Спасибо за рекомендации.

  • Пневмосалон  Сказать:

    Ох уж эти нормы, ГОСТы и т.д… Хорошо что Вы освещаете такие вещи в Ваших статьях.

    • Татьяна Колбышева  Сказать:

      Да, столько правил и нормативов, что очень сложно сразу освоиться.

  • Екатерина Чеснакова  Сказать:

    У нас в 1 классе требовали минимум 60 слов в минуту.

    • Татьяна Колбышева  Сказать:

      У нас к концу первого класса необходимо было читать 25 слов в минуту.

  • Екатерина Павлова  Сказать:

    Спасибо,очень полезная информация.

    • Татьяна Колбышева  Сказать:

      Пожалуйста. Рада, что моя статья оказалась полезной для Вас.

Оставьте ответ

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты : <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>