Техника чтения. Нормы по ФГОС. Тескты для проверки

Сегодня мне хотелось бы затронуть в своей заметке вопрос о проверке техники чтения. Большинство детей болезненно реагируют на данную проверку, проводимую в школе. Так как не все могут достаточно бегло читать и потом ответить на вопросы о прочитанном. Отрицательный результат потом отражается и на настроении и поведении ребенка. Некоторые родители выступают вообще за отмену данных проверок, считая, что с их помощью никак нельзя проверить знания и навыки ребенка. Предлагаю разобраться с вопросом – зачем нужна техника чтения.

Что такое техника чтения и зачем она нужна

Многие думают, что смысл техники чтения заключается в количестве прочитанных ребенком слов в минуту. Однако это только один из нескольких моментов, необходимых для закрепления навыка чтения.Техника чтения включает в себя следующие составляющие:

  • понимание ребенком прочитанного текста;
  • способ, которым ребенок читает (по слогам или целыми словами);
  • количество слов, прочитываемое за определенный отрезок времени;
  • правильное произношение текста при чтении;
  • выразительность при чтении (правильно поставленные ударения, интонация, паузы).

При проверке техники чтения нельзя упускать ни одной составляющей, так как каждая из них показывает, насколько в будущем или настоящем наш ребенок может усвоить изучаемый материал. Существует множество научных исследований, показывающих прямую зависимость успешного обучения от освоения чтения. Если в первых классах школы ребенок долгое время читал по слогам и не смог овладеть навыками быстрого чтения, то в старших классах школы ему грозит неуспеваемость. Такому ученику будет очень сложно сосредоточиться, быстро накапливается усталость, огромные затраты времени на выполнение заданий, выполнение уроков будет для него похоже на каторгу и как следствие, потеря интереса к получаемым знаниям. Я ранее уже писала заметку о безграмотности нашего молодого поколения и ее причинах (Почему школа делает наших детей глупыми).Чтение само по себе оказывает значительное влияние на мыслительные процессы человека. Оно способствует повышению оперативной памяти, развитию внимания, воображения, успешности в обучении.В соответствии с исследованиями, самым оптимальным является темп разговорной речи, а это от 120 слов до 150 слов в минуту. Подробней об этом можно прочитать в книге В. Н. Зайцева «РЕЗЕРВЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ». При таком темпе происходит наилучшее усвоение ребенком читаемого текста. Если скорость чтения выше или ниже, то и понимание прочитанного снижается.

Нормативы техники чтения по ФГОС

На государственном уровне разработаны специальные нормативы для контроля за техникой чтения учеников. Эти данные я оформила в таблицу для удобства использования.
В скобках отмечены нормативы для школ, использующих программы углубленного изучения предметов.
Как проверить технику чтения самостоятельно

Если вы решили провести проверку самостоятельно, то следует приготовить часы с секундной стрелкой или включить секундомер на телефоне. Также следует подобрать специальный текст. Его содержание должно быть незнакомо ребенку, но понятно для него. Например, ребенку, учащемуся во 2 классе не следует давать во время проверки описание настройки кофеварочной машины или статью из газеты о политике. Предложения должны быть простыми, без лишних вводных слов и оборотов и без множества знаков препинания. Желательно отсутствие картинок и сам текст расположить на одной странице. Все это необходимо для того, чтоб ребенок мог спокойно читать написанное не отвлекаясь на переворачивание листков и разглядывание картинок.

Тексты для проверки техники чтения можно скачать здесь:

1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс.Перед проверкой следует успокоить ребенка, помочь настроиться ему на предстоящее чтение. Во время проверки техники чтения нельзя перебивать ребенка, исправлять ошибки в словах. Ребенок, обучающийся в 1 классе, читая может водить пальцем по строчке.Хочу обратить еще внимание на такую деталь – засекать время следует не с момента команды «читай», а именно тогда, когда ребенок начал читать. Многие дети долго собираются с силами, поэтому время может быть упущено, и результат окажется не точным.По окончании чтения можно разобрать слова, произнесенные неправильно или вызвавшие затруднение. Можно прочитать их еще раз. Затем следует задать ребенку несколько вопросов, для выяснения осмысленности и запоминания, прочитанного текста.Если результаты проверки оказались неудовлетворительными, то не стоит ругать ребенка. Необходимо проанализировать полученные результаты и наметить план по устранению ошибок в будущем. Для этого есть специальные упражнения.

Как улучшить показатели техники чтения

Есть ли возможность исправить показатели техники чтения и улучшить ее результат? Конечно. Причем научить ребенка быстро читать можно в любом возрасте. Для этого необходимо выяснить причину отрицательных результатов и затем — проведение регулярных занятий.Упражнения должны затрагивать не только чтение, но и развитие внимательности, артикуляционного аппарата, физические упражнения. Необходимо также синхронизировать деятельность полушарий головного мозга. В каждом конкретном случае можно подобрать свой набор упражнений.Общими же рекомендациями будут:— регулярное чтение с ребенком (совместные чтения, чтение вслух);— проведение зрительных диктантов (ребенку показывается на листочке предложение, которое он изучает в течение одной минуты, затем предложение закрывается, а ребенок его записывает на своем листочке);— так называемое «жужжащее чтение» (чтение текста вполголоса в течение 5 минут);— изучение и проговаривание скороговорок.Даже используя эти простые рекомендации можно заметить скорое улучшение результатов.

Татьяна Колбышева

Техника чтения. Нормы по ФГОС. Тескты для проверки: 26 комментариев

  • 09.09.2017 в 22:38
    Permalink

    Старшая дочка много читает, поэтому в начальной школе у нее не было проблем с техникой чтения. Но перед проверками в школе мы с ней дома, на всякий случай, вначале тоже поверяли технику чтения.

    Ответ
    • 09.09.2017 в 22:43
      Permalink

      Мы дома тоже устраиваем такие проверки. Однако частенько результаты домашние отличаются от школьных. Видимо сказывается волнение.

      Ответ
  • 10.09.2017 в 23:25
    Permalink

    Для меня как для Мамы — это очень полезная статья, спасибо Вам большое. Сохраняю в закладки.

    Ответ
    • 11.09.2017 в 08:23
      Permalink

      Рада, что моя статья Вам пригодилась.

      Ответ
  • 11.09.2017 в 13:56
    Permalink

    Я была очень удивлена тем, что у моего сына в классе у многих детей возникают проблемы с техникой чтения. Кто-то читает медленно, кто-то с ошибками, кто-то потом не может пересказать прочитанное.

    Ответ
    • 12.09.2017 в 08:17
      Permalink

      У меня проблемы с техникой чтения у детей совсем не вызывают удивления. Еще во время моей учебы многие дети испытывали трудности в этой области. А сейчас, когда уровень и качество обучения снизились основательно, я, вообще, удивляюсь, как дети что-то знают.

      Ответ
  • 12.09.2017 в 11:36
    Permalink

    Вот вот, Татьяна — уровень обучения и качество снизились, отсюда и проблемы. А читать быстро вообще трудно и ведь надо еще и понять прочитанное. Я сама не могу быстро читать, стараюсь усвоить то что читаю.

    Ответ
  • 13.09.2017 в 23:05
    Permalink

    ох, предстоит и нам скоро проверять знания. а как же, 6 лет все таки)

    Ответ
    • 14.09.2017 в 09:49
      Permalink

      Ну, не стоит раньше времени волноваться. 🙂 У вас еще есть время научиться бегло читать.

      Ответ
    • 18.09.2017 в 21:28
      Permalink

      Вам спасибо за комментарий. Рада, что моя статья оказалась Вам полезной.

      Ответ
  • 05.10.2017 в 19:48
    Permalink

    Татьяна, вы правы, чем регулярнее чтение, тем техника скорости выше.

    Ответ
  • 19.10.2017 в 20:53
    Permalink

    Спасибо за статью☺,мы сразу сели проверить технику чтения и согласно вашей таблице результаты нас порадовали

    Ответ
    • 19.10.2017 в 22:25
      Permalink

      Анна, я рада, что моя статья Вам пригодилась.

      Ответ
  • 19.10.2017 в 21:07
    Permalink

    Татьяна спасибо за хорошую статью.

    Ответ
    • 19.10.2017 в 22:26
      Permalink

      Галина, очень рада, что моя статья была Вам полезна.

      Ответ
  • 20.10.2017 в 15:34
    Permalink

    Спасибо за статью,узнала полезную информацию,порекомендую другим родителям.

    Ответ
    • 20.10.2017 в 15:42
      Permalink

      Ирина, рада, что моя статья принесла Вам пользу. Спасибо за рекомендации.

      Ответ
  • 20.10.2017 в 19:11
    Permalink

    Ох уж эти нормы, ГОСТы и т.д… Хорошо что Вы освещаете такие вещи в Ваших статьях.

    Ответ
    • 23.10.2017 в 13:00
      Permalink

      Да, столько правил и нормативов, что очень сложно сразу освоиться.

      Ответ
    • 23.10.2017 в 12:59
      Permalink

      У нас к концу первого класса необходимо было читать 25 слов в минуту.

      Ответ
  • 27.10.2017 в 20:20
    Permalink

    Спасибо,очень полезная информация.

    Ответ
    • 02.11.2017 в 08:50
      Permalink

      Пожалуйста. Рада, что моя статья оказалась полезной для Вас.

      Ответ
  • 04.01.2018 в 23:53
    Permalink

    Всем большой привет! С новым годом поздравляю, хочу пожелать всем счастья, здоровья и удачи в новом году!

    Хороший у вас сайт, многие посты действительно полезные.

    Ответ
    • 05.01.2018 в 12:29
      Permalink

      Спасибо. И Вам всего наилучшего в новом году.

      Ответ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.